05-05-2020

Что ждёт рынок офисной недвижимости в Украине после карантина

коворкинг

CBRE Ukraine провела исследование влияния распространения COVID-19 на условия аренды офисных помещений после карантина и возможное изменение формата офисной работы в сторону удалённой.

С помощью опроса в CBRE проанализировали, как изменится рынок офисной недвижимости в Киеве, какие есть преимущества и недостатки в «работе из дома» и каким будет спрос на офисные помещения после карантина.

Исследование проводилось в конце марта 2020 года, в котором приняли участие 50 компаний из 14 сфер бизнеса как международные, так и украинские. 42% респондентов арендуют офисы площадью до 500 кв. м., 40% – более 3 тыс. кв. м.

Удалённая работа

В связи с введением карантина, компании были вынуждены перейти на удалённый режим работы. Такой резкий и принудительный переход стал для многих испытанием, а обязательная самоизоляция повлияла на психологическое состояние сотрудников, потому что раньше опыта «работы из дома» не было. Несмотря на то, что компании в срочном режиме выпускали инструкции – как необходимо организовать процесс и как взаимодействовать с коллегами, подрядчиками и клиентами дистанционно, некоторые работники оказались не готовы в организационном и эмоциональном плане. Что в результате, привело к некоторому спаду производительности и эффективности работы.

Результаты опроса

  • 39,6% почувствовали некоторый спад производительности работы, но в целом работники справляются с поставленными задачами;
  • 39,6% не заметили существенных изменений по сравнению с работой в офисе;
  • 19% отметили, что во время карантина эффективность работы значительно снизилась, некоторые даже отметили, что остро ощущается ухудшение результативности труда, из-за осложнений коммуникации на расстоянии, особенно, что касается командных проектов;
  • 51,1% рассматривают возможность частично или полностью изменить формат работы на удалённый в будущем;
  • 47,9% не готовы и не планируют переходить на дистанционный режим.

Какие компании готовы работать удалённо

  • юридические 50%;
  • бухгалтерия и финансы 42%;
  • аналитические 40%;
  • маркетинговые 42%;
  • HR 31%.

Данный результат показывает, что работа в удалённом режиме не для всех, и многие захотят вернуться в офис. Поскольку кризис продолжается, возможно, придётся изменить условия пребывания в офисе. Это прежде всего предусматривает усиленный режим клининга и дезинфекции помещения, модификации вентиляционных систем.

Условия аренды

Пандемия, безусловно, повлияет на условия аренды, и в целом на тенденции в сфере офисной недвижимости, в первую очередь на тип пространства, которое ищут арендаторы. Арендодатели будут вынуждены соответствовать пожеланиям, тревогам клиента и подстраиваться – это станет общей задачей всего рынка офисной недвижимости по окончании карантина.

Результаты опроса

  • 43,8% намерены изменить условия аренды офисов и договориться с арендодателем о снижении арендной ставки;
  • 18,8% не изменят условия аренды, так как являются собственниками офисного помещения;
  • 14,6% планируют сократить арендную площадь;
  • 12,5% арендные условия менять не будут и продолжат сотрудничество в рамках договора, подписанного ранее.

Расходы на аренду

После предыдущего экономического кризиса компании начали следовать тренду размещения больше людей на меньшей площади, в первую очередь через оптимизацию расходов на аренду. Именно так формат open space стал всемирно популярным и такая практика известна как «уплотнения». После пандемии ожидается обратный тренд, что может означать больше частных пространств и большее расстояние между рабочими столами. Вероятно, в будущем, формат open space изменит дистанцирование. После карантина международные компании будут вводить новые инструкции по обустройству офисного пространства с соблюдением всех безопасных расстояний между сотрудниками. А также прогнозируется усиление тренда на хот-дескинг, что предполагает не закреплены за сотрудниками рабочие места.

Результаты опроса

  • 62,5% отметили, что текущий уровень арендной ставки, который зафиксирован в договоре будет допустимым после карантина и стабилизации ситуации;
  • 37,5% респондентов, желают снизить уровень арендной ставки, учитывая влияние негативных факторов карантина на бизнес;
  • 35,4% хотели бы уменьшить площадь офиса на 10–20%;
  • 25% не собираются уменьшать площадь;
  • 6,3% хотели бы уменьшить площадь более чем на 50%.

Гибкие офисы

Альтернативой традиционной аренде офисов является сегмент гибких офисов, а именно коворкинг и офисы с полным обслуживанием. Кроме функциональной инфраструктуры и гибкости рабочего дня, лежащие в основе концепции гибких офисов, модель коллективного рабочего пространства привлекает пользователей нетрадиционной формой аренды, которая является более эффективной, поскольку предлагает гибкий подход к срокам аренды и размерам арендуемых площадей, позволяющим быстро менять формат работы.

Результаты опроса

  • 81,3% не планируют релокацию в коворкинг после карантина, по причине высокой стоимости услуг;
  • 16,7% рассматривают коворкинг, так как условия более гибкие и компания не будет обременена долгосрочным договором аренды.

Вероятно, рынок гибких офисов почувствует быстрее восстановление спроса на рынке. Для привлечения больших или корпоративных компаний коворкинг операторам нужно будет менять формат в сторону сервисных офисов. Тренд на гибридную модель коворкинг и офисов с полным обслуживанием будет расти.

Радомир Цуркан, управляющий партнёр CBRE Ukraine:

«Очевидно, что массового перехода компаний на удалённый режим работы не ожидается. Вероятно, произойдёт частичное дистанцирование некоторых отделов или проектов, а компании, которые практиковали такую форму труда продолжать развивать этот сегмент. В соответствии со спецификой бизнеса различных сфер, удалённый режим работы не является панацеей для всех, и он потребует дополнительных инвестиций и затрат».

Ранне Радомир Цуркан во время вебинара, который проводил Украинский клуб недвижимости, привел весомые аргументы в пользу работы в офисе

Подготовил: Александр Белов