15-10-2010

Ресторанная недвижимость: меню расширяется

цветок в ресторане

Рынок общепита снова стал пользоваться повышенным интересом у инвесторов, которые начали открывать новые объекты. А поводом для этого стали вернувшиеся в рестораны клиенты. На этой волне некоторые владельцы решили, что кризис прошел, и подняли арендные ставки на 30-50%.

Рестораторы ожили

По словам гендиректора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, в нынешнем году бизнесмены стали активнее открывать собственные заведения общепита. В частности, ежемесячно в Киеве появляется не менее 1-2 новых ресторанов, в некоторые месяцы показатель достигал 6.

Одна из причин такого оживления – мнение «денежных» предпринимателей, что ресторанный рынок является одним из самых доходных и простых в управлении. При этом для того, чтобы открыть заведение на 70 мест, необходимо около $100 тыс. А вернуть вложенные средства, даже с учетом продолжающегося кризиса, можно через 3,5-4 года, что также заманчиво для инвесторов.

Однако более значительной причиной активизации рынка является возврат посетителей в рестораны. В прошлом году напуганные крайне пессимистичными прогнозами киевляне отказались от большинства развлечений, в т.ч. и походов в рестораны. Но за 9 месяцев текущего года количество клиентов столичных заведений выросло на 15-20%, несмотря на то, что уровень жизни за последний год не очень изменился.

Эти тенденции привели к росту спроса на аренду помещений под открытие ресторана. По наблюдениям директора по маркетингу компании SV Development Владимира Степенко, наибольшим спросом у арендаторов пользуется недвижимость площадью 150-200 кв. м, которая расположена на первых этажах жилых зданий и имеет отдельный вход с фасадной части здания. «Естественно, что повышенным интересом пользуются помещения в центральной части города по рыночным ценам. Однако рестораторы готовы рассматривать площадки, которые расположены в спальных районах, рядом с хорошей транспортной развязкой, — подчеркивает он.

Интересны для рестораторов и помещения в торговых центрах. По словам исполнительного директора компании Real Estate Solutions Андрея Борща, заведения обычно открываются в успешных центрах, ориентированных на «средних покупателей». «Работа в объектах коммерческой недвижимости позволяет рестораторам рассчитывать на большой поток посетителей», — говорит эксперт. Наиболее успешными, по его наблюдениям, заведениями становятся те, что расположены рядом с кинотеатрами, катками и детскими зонами отдыха.

Выбор места

Несмотря на то, что нынешней осенью количество предложений по аренде помещений увеличилось в разы, выбрать качественный объект, по словам А. Борща, по-прежнему, непросто. В частности, объекты на первых этажах в старом жилом фонде притягательны для посетителей, но там не всегда есть возможность создать кухонную зону с соответствующими вытяжками, либо для этого нужны крупные капиталовложения (согласно требованиям пожарной безопасности, вытяжки должны быть выведены на уровень выше кровли здания, в котором расположено заведение).

Еще сложней с подвальными помещениями в старых домах – там коммуникации проложены снизу вверх. «Таким образом, частыми гостями в заведении станут представители всех коммунальных служб города, которые будут заниматься ремонтом сетей непосредственно в ресторане», — предупреждает А. Борщ. Вдобавок рядом со старыми домами обычно очень ограничено место для парковки автомобилей клиентов. Но, несмотря на эти проблемы и рекомендации риелторов, выбирать помещения в новых зданиях, где есть все необходимые коммуникации, большинство общепитов, особенно несетевых, открывается в старых жилых домах.

Эксперты говорят, что на протяжении последних месяцев часть арендаторов решили, что кризис уже позади, в связи с чем повысили арендную плату на 30-50%. Причем, в большинстве этих объектов сейчас еще работают рестораны, договора аренды с которыми заканчиваются в ближайшее время.

Некоторые владельцы недвижимости при составлении соглашений со своими арендаторами прописывали пункты, согласно которым могли при желании повысить свои расценки. На эти непривлекательные условия, как правило, соглашались владельцы небольших заведений, что было связано с наблюдаемым еще недавно дефицитом помещений. «По моим подсчетам, около 60 руководителей ресторанов не согласились на повышение арендной платы, поэтому сейчас на их место подыскиваются другие арендаторы. После того как они будут найдены, работающие на этих площадках заведения вынуждены будут выехать», — говорит О. Насонова. Правда, добавляет она, на сегодняшний день нет желающих арендовать помещение по новым расценкам.

Татьяна Александрова, UGMK.INFO.