По итогам I полугодия 2017 года в регионе EMEA завершено строительство 1 млн м² ТЦ
За первые шесть месяцев 2017 года в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) завершено строительство 1 млн м² новых торговых центров, а на стадии девелопмента находится еще 11, 1 млн м².
Наибольшая строительная активность в сегменте торговых центров наблюдается в Турции, ОАЭ и России: на долю этих рынков приходится более 50% от общего объема незавершенного строительства в 2017 году.
В Турции в I полугодии текущего года было построено 300 тыс. м² новых площадей, а еще 2,2 млн м² находятся на стадии строительства – страна сохраняет лидирующие позиции по этому показателю.
ОАЭ находятся на втором месте: общая площадь строящихся здесь торговых центров составляет на данный момент чуть менее 2 млн м², причем более трех четвертей проектов сосредоточено в Дубае. Новые проекты, выходящие на рынок, пытаются обеспечить себе конкурентное преимущество, предлагая сервисы и возможности, которые трудно реплицировать в онлайн-торговли. Так, стоит отметить проект торгового центра Meydan One Mall, на территории которого, кроме более 100 кафе и ресторанов, будет представлен самый большой в мире крытый горнолыжный склон и квартал с люксовыми брендами.
В Европе темпы строительства новых торговых центров наиболее высокие в странах Восточной Европы. Наибольшее количество строящихся проектов наблюдается в России, Польше и Украине.
В России на данный момент строится 1,9 млн м² торговых центров. Это в значительной степени связано с улучшением макроэкономических факторов, которые в сочетании с хорошими прогнозам розничных продаж начинают улучшать настроения среди застройщиков.
В Украине по итогам I полугодия 2017 года общий объем предложения торговых центров на рынке Киева вырос до 1,06 млн м² (+ 0,8% по сравнению с началом года), а прогнозируемый объем нового предложения может достичь 56 тыс. м² до конца года, что втрое меньше показателя прошлого года. Однако уменьшение объема нового предложения в 2017 году может стать предпосылкой для ускорения поглощения вакантных площадей на рынке.
Среди стран Западной Европы больше всего новых торговых центров будет построено в Великобритании, где в течение следующих пяти лет будет введено 460 тыс. м² новых торговых площадей.
Франция занимает второе место (409 тыс. м²), за ней с небольшим отрывом следует Испания (345 тыс. м²). Восстановление экономики в Испании повышает эффективность активов, а также улучшает настроения среди инвесторов и застройщиков.
Расширение существующих торговых центров остается популярным способом увеличения площади, особенно на рынках Западной Европы. В регионе Европы, Ближнего Востока и Африки на долю проектов расширения приходится 20% общей площади торговых центров. Большое количество проектов расширения запланирована или уже осуществляются в Великобритании, Ирландии и Австрии. Великобритания относится к ряду европейских стран с наибольшим числом проектов расширения: на долю одного только Лондонского Вестфилд приходится 69 тыс. м².
По материалам CBRE.