Объём ввода в эксплуатацию новых торговых центров в Европе резко сокращается
В 2018 году в Европе введено в эксплуатацию 2,6 млн кв. м. торговых центров, что является самым низким показателем за последние 24 года. Объём ввода в эксплуатацию новых торговых центров в Западной Европе снизился на 23% за год, а в Центральной Европе – на 31% в годовом исчислении.
Эти данные можно сравнить с показателями начала 1990-х годов, когда были открыты первые традиционные торговые центры в Центральной и Восточной Европе. Об этом сообщает международная консалтинговая компания Cushman & Wakefield.
По мере того как рынки торговых центров достигают зрелости в большинстве европейских стран, будет увеличиваться разрыв между успешными качественными объектами и второстепенными локациями, которым необходимо меняться и развиваться, чтобы удержаться на плаву.
Однако, несмотря на замедление темпов девелопмента в течение последних пяти лет, общий объём рынка в Европе растёт и сейчас составляет 168,1 млн кв. м., что усиливает конкуренцию между торговыми центрами. Чтобы удержать свои рыночные позиции, девелоперы направляют усилия на проекты по редевелопменту и реконструкции для создания современных, эстетически привлекательных торгово-развлекательных центров.
Сильвия Джодловски, старший аналитик в компании Cushman & Wakefield:
«Возможности для девелопмента новых торговых центров рассматриваются преимущественно в двух направлениях. Это доминантные инновационные ТРЦ с сильной развлекательной составляющей, которые пришли на смену устаревшим непривлекательным объектам, и небольшие «магазины у дома», для которых расстояние, наличие продуктового супермаркета и правильный набор арендаторов являются ключевыми факторами успеха.
Арендодатели и инвесторы должны приспособиться к поляризации рынка торговых центров. Мы не ожидаем дальнейшего крупномасштабного девелопмента ТРЦ в традиционном понимании. Вместо этого, будет происходить постепенный рост количества проектов реконструкции для удовлетворения растущего спроса на гибкое пространство.
Многофункциональные объекты быстро приобретают популярность, поскольку инвесторы осознают истинный потенциал, которым они владеют. Как мы видим в некоторых частях Европы, где Франция является ярким примером, девелоперы торговых центров пытаются диверсифицироваться с помощью новых форматов, таких как ритейл-парки и гибридные форматы, включающие в себя офисы, гостиницы и жилые помещения».
Топ-городов Европы по объёму нового предложения, запланированного на 2019-20 гг
Ранг | Город |
---|---|
1 | Париж |
2 | Хельсинки |
3 | Мадрид |
4 | Рим |
5 | Люксембург |
Ранг | Город |
---|---|
1 | Стамбул |
2 | Москва |
3 | Анкара |
4 | Варшава |
5 | Братислава |
Напомним, Международный совет торговых центров (ICSC) посоветовал торговым центрам адаптироваться к изменениям в покупательских привычках, внедряя новые модели развития.