Как изменится рынок торговой недвижимости в Украине после карантина
На рынке торговой недвижимости в Украине развернётся серьёзная борьба за покупателя и массовая реконцепция действующих объектов.
При этом будет наблюдаться смещение потребительского спроса на товары для детей и продукцию стоковых магазинов, что приведёт к росту количества точек таких ритейлеров. А также обострение конкуренции и стремление украинцев к экономии станут причиной массовых реконцепций действующих объектов с учётом новых рыночных реалий.
Директор компании UTG Евгения Локтионова рассказала о тенденциях на рынке торговой недвижимости в Украине и дала прогноз выходу отрасли из карантина.
Тенденции
В ближайшем будущем после периода изоляции будет наблюдаться существенный всплеск рождаемости, что приведёт к увеличению спроса на товары для детей. Действительно, кризисы прошлых лет всегда приводили к росту рождаемости. Например, шведская компания IKEA, предвидя такое развитие событий, планирует увеличить запасы товаров для детей. Кроме этого, в компании уже отмечают рост спроса на офисную мебель и товаров для кухни.
Ещё одной тенденцией в ритейле станут перемены в сегменте одежды и обуви. После снятия ограничений главной характеристикой покупательского поведения станет стремление сэкономить, в результате чего широкое распространение получат сети более низкого ценового сегмента, а мировые бренды начнут тотальные распродажи.
«Несмотря на усиление онлайн-продаж, как отмечают аналитики из Rakuten Intelligence, только за первую неделю апреля сбыт одежды и обуви упали на 20%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Поэтому участники рынка столкнулись огромными остатками продукции на складах. В связи с этим большинство ритейлеров пойдут на беспрецедентные для этого сезона распродажи. В ближайшие несколько месяцев скидки до 70% станут практически нормой. Ещё одним путём для реализации залежей одежды могут стать стоковые магазины. После карантина мы увидим открытие стоковых магазинов в Киеве и городах миллионниках по всей Украине».
Следствием карантина станет также рост спроса на товары здорового образа жизни: от торговли спорттоварами до продукции для здорового питания. При этом многие магазины частично переформатируются в шоурумы и пункты примерки и выдачи заказов. Но, онлайн точно не сможет дать ритейлу оборот, сопоставимый с классическими магазинами, поэтому полностью офлайн не заменит.
Прогноз
Если рассматривать выход отрасли торговой недвижимости из карантина, стоит учесть, что какое-то время во всех ТРЦ сохранится жёсткий эпидемиологический контроль. Поэтому торговые центры, как и прочие общественные места, продолжат дезинфекцию и будут призывать граждан соблюдать социальную дистанцию. Однако все эти ограничения и сложности не оттолкнут от моллов соскучившихся покупателей. Тем не менее на фоне снижения доходов украинцев, моллы будут вынуждены бороться за каждого посетителя и успешного ритейлера.
Наиболее прозорливые ТРЦ обновят свои концепции с расчётом на усиление коммуникации с покупателями и пойдут на снижение ставок аренды из-за падения спроса. В ближайшее время многие окажутся перед дилеммой: сохранить всё как было или меняться ради восстановления дохода. Ведь большинство действующих ТРЦ морально и физически устарели, требуют текущего ремонта, замены мебели на фуд-кортах, переосмысление зон отдыха, модернизации навигации и дополнительных сервисов для посетителей.
«Как бы там ни было, будущие несколько месяцев для отечественного ритейла и торговой недвижимости станут временем поиска новых возможностей и уникальных решений».
Напомним, сектор продовольственного ритейла в Украине занимает значительную долю регионального розничного рынка.
Подготовил: Александр Белов