Инсайты по ведению бизнеса во время кризиса
Руководители компаний-членов Европейской Бизнес Ассоциации поделились опытом работы во время карантина, возможностями, которые открыл для бизнеса локдаун и планами по восстановлению докарантинного уровня развития.
Дэвид Морен, генеральный директор Radisson Blu Hotel Kyiv City Centre.
Морен признал необходимость принять новые требования и стандарты работы. Так, в гостиничном бизнесе уже вводятся новые процедуры уборки и заселение гостей с соблюдением правил индивидуальной защиты. Ожидается, что восстановление индустрии может произойти частично через внутренний туризм. Например, Radisson Blu Resort в Буковеле уже на 10-15% забронирован в июне, однако, отели сети в других городах будут еще 3-4 месяца работать с низким доходом. В то же время, из-за кризиса отели были вынуждены сократить свой штат на 10-15% и платить работникам 2/3 зарплаты.
Дмитрий Шимкив, председатель совета директоров Darnitsa Group.
Шимкив заявил, что ситуация с фармацевтической индустрией является неоднозначной. Рост продаж в компании продолжалось только два первых недели карантина, затем ажиотаж спал. Соответственно, уровень продаж в апреле на 30% меньше по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. В то же время, доходы в фармацевтической отрасли на 80% зависят от поведения потребителей. Поэтому в настоящее время компания активно внедряет цифровые технологии, чтобы стимулировать онлайн-продажи и лучше следить за изменениями в потребительских настроениях. Во время кризиса компания сохранила зарплаты работников в неизменном виде и запустила новую линейку продукции.
Мауро Лонгобарди, CEO, ArcelorMittal Kryvyi Rih.
Непрерывная работа его предприятия является стратегически важной для Кривого Рога. Так, благодаря усиленным мерам безопасности (температурный скрининг, проверка на экспресс-тесты) среди 30 тыс. работников предприятия было всего 3 случая заболевания коронавируса. Несмотря на то, что 20% рабочих были вынуждены взять отпуск, компания продолжает свою деятельность и производит объем продукции, как и до карантина. Однако, мировые цены на сырье упали из-за кризиса, поэтому и доходность компании существенно снизилась. Так, компания ожидает восстановления уже в четвертом квартале, и планирует продать 80% своей продукции на экспорт.
Игорь Смелянский, генеральный директор Ukrposhta JSC.
В условиях пандемии участились пересылки внутренних посылок. В то же время уменьшилось количество международных почтовых отправлений, они составляли 25% доходов национального оператора почтовой связи. В целом же, доходы Укрпочты упали на 10% несмотря на то, что предприятие активно инвестировало в продукты в сфере IT и инфраструктуры. Возвращение же к предыдущему уровню доходов зависит от восстановления пассажирских авиаперевозок. Сейчас Укрпочта активно сотрудничает с производителями, в частности фармкомпаниями, внедряет технологию цифровых подписей и помогает украинским предпринимателям выходить на международные рынки в рамках программы E-Export school.
Валерий Красовский, СЕО и основатель компании Sigma Software.
Сектор ИТ продолжает развиваться, хотя темпы роста и замедлились почти вдвое. Стабильность отрасли, кроме всего прочего, обусловлена ее диверсификацией. Например, IT компания Sigma Software вовлечена в финансовые проекты, e-commerce, автомобильной индустрии, авиации. По словам Валерия Красовского, некоторые секторы отказались от разработки программного обеспечения. В то же время Sigma Software активно рос на протяжении марта, находил новых международных клиентов и расширяла свой штат. До апреля месяца в компании были открыты 100 вакансий, однако, пока количество вакансий составляет 25.
Екатерина Глазова, основатель шоурума Kod Osobnyak.
Из-за отсутствия заказов во время карантина ее бизнес приносил мизерный доход, которого не хватало на аренду помещения. Поэтому Ектерина Глазова решила перепрофилироваться и создала в партнерстве с образовательной онлайн-платформой свои авторские курсы. Именно прибыль от продажи онлайн-курсов позволил предпринимательницы погасить долги и финансово удержать своих сотрудников. Поэтому Екатерина планирует масштабировать свой фэшн-бизнес через онлайн-каналы.
Ранее ЕБА провела опрос 111 участников проекта Unlimit Ukraine в период с 15 по 21 мая 2020 года о потерях бизнеса из-за карантина в Украине.
Подготовил: Александр Белов