Спрос на рынке торговой недвижимости Украины в 2012 году
В 2011 году компания DTZ отмечала стабилизацию общей динамики спроса на торговые помещения по всей Украине. Крупные торговые операторы активно рассматривали возможности расширения своих сетей в стране в течение первых трех кварталов 2012 года, однако необходимо отметить некоторое ухудшение восприятия ритейлерами краткосрочного потенциала украинского рынка розничной торговли, связанное с негативной динамикой мировых рынков и политической нестабильностью в Украине накануне парламентских выборов. Ритейлеры вели себя особенно осторожно в мае-сентябре 2012 года.
Киев остается наиболее привлекательным для всех ритейлеров, уже представленных в Украине или планирующих свой выход на рынок страны. В первой половине 2011 года уровень заполняемости качественных торговых помещений вдоль центральных торговых улиц и в успешных торговых центрах в украинской столице вернулся на докризисный уровень, оставаясь высоким в течение периода до сентября 2012 года включительно.
В 2012 году несколько модных брендов покинули украинский рынок. Среди них, в частности, co&beauty (Melon Fashion Group), Peacocks («Маратекс»), Nine West и Vero Moda («Арго»). Торговая сеть Sela также официально приостановила свою деятельность в Украине, хотя несколько магазинов бренда оперируют в стране ресурсами локальных партнеров компании.
С другой стороны, в январе-сентябре 2012 года на украинский рынок вышло несколько модных брендов:
В первом квартале 2012 года на украинский рынок вышла российская сеть универмагов одежды lady&gentleman CITY, и флагманский магазин этого бренда был открыт в ТРЦ «Караван» в Киеве.
После того, как Peacocks покинул Украину, компания «Маратекс» вывела на рынок новый модный бренд OVS (входит в состав Gruppo Coin), и магазины этого бренда уже оперируют по всей стране.
В июне 2012 года в ТРЦ Dream Town в Киеве был открыт первый в Украине магазин португальского бренда W52 Jeans.
Торговая сеть «Арго» открыла в ТРЦ «Сити Центр» в Одессе первый в стране магазин торговой марки Piazza Italia.
В 2012 году украинская компания MTI получила право представлять на украинском рынке модный бренд Mango на основании договора франшизы.
В начале 2012 года польская сеть обувных магазинов Wojas открыла свой первый в Украине магазин в Ивано-Франковске и планирует дальнейшее развитие в стране.
В ТРЦ Ocean Plaza, который будет открыт в ноябре 2012 года в Киеве, должны появиться несколько брендов, новых для киевского рынка, а в большинстве случаев и для Украины в целом. В объекте откроется первый в столице гипермаркет –real’. Наряду с уже представленными модными марками, торговая компания MTI объявила о своих намерениях открыть в ТРЦ Ocean Plaza магазины брендов Napapijri, Atelier de Courcelles и Lee Wrangler. Здесь также должны открыться магазины нескольких люксовых брендов, в том числе Weekend Max Mara и Marina Rinaldi (Max Mara Fashion Group), а также таких модных марок как Pepe Jeans London, Michael Kors, Rebeca Sanver, BCBGMAXAZRIA, bebe и Longchamp.
В сегменте высокой моды в первом полугодии 2012 года в центральных районах Киева были открыты монобрендовые магазины Valentino и Prada.
Несколько международных сетей заведений быстрого питания демонстрируют высокий интерес к Украине. Международный оператор KFC вышел на рынок страны через несколько франчайзи, и открытие первого ресторана сети планируется в ТРЦ Ocean Plaza до конца 2012 года. Первое в Украине кафе финской сети ресторанов быстрого питания Hesburger должно открыться до конца 2012 года в торговом комплексе «Глобус» в центре Киева. Международная сеть американского происхождения Texas Chicken (Church’s Chicken) начала работу на украинском рынке, и первые заведения питания сети будут открыты в ТРЦ Dream Town и ТРЦ Ocean Plaza в Киеве в первом квартале 2013 года.
Ряд торговых сетей, уже укрепившихся на украинском рынке, продолжили свое активное развитие в стране в течение первых девяти месяцев 2012 года:
Операторы объектов big box с надежными источниками финансирования активно расширялись в Украине. Сети Metro Cash&Carry, «Эпицентр» и «Новая Линия» укрепили свое присутствие в стране, как и такие крупноформатные операторы розничной торговли как Fozzy Group, Auchan, Novus и «Амстор», а также сети супермаркетов бытовой техники и электроники Comfy, «Технополис» и «Эльдорадо». Примечательно, что большинство этих торговых сетей сегодня заинтересованы в оперировании не только городах с населением более 750 000 жителей, но и населенных пунктах с меньшим количеством жителей.
Торговая сеть Inditex Group, которая ранее в Украине фокусировалось исключительно на городах с населением более миллиона жителей, теперь рассматривает возможности открытия магазинов своих брендов (кроме Zara и Massimo Dutti) и в меньших городах страны.
Восточноукраинская сеть продуктовых супермаркетов «Амстор» вышла на киевский рынок, подписав договора аренды в строящихся торговых центрах «Мармелад» и «Полярный», и открытие первых супермаркетов сети в украинской столице запланировано до конца 2012 года.
Отсутствие «критической массы» качественных объектов торговой недвижимости в Украине является препятствием для выхода на украинский рынок ряда известных международных ритейлеров. По оценкам компании DTZ, открытие магазинов таких брендов как H&M, C&A, Deichmann, Debenhams и Peek&Cloppenburg в краткосрочном периоде является маловероятным.
Профессиональные торговые операторы сегодня очень тщательно подходят к оценке качества предлагаемых торговых помещений и условий аренды.
По материалам DTZ.