Аналитика спроса на торговую недвижимость в Украине
В связи с кризисными условиями в 2009 году локальные и международные торговые операторы в Украине пересмотрели свои рыночные стратегии. Некоторые из них покинули рынок или прекратили свою деятельность, в то время как другие воспользовались моментом и продолжили свою экспансию в стране.
Как результат, спрос качественных ритейлеров на торговую недвижимость в городах Украины с общим населением от 200 000 до 700 000 человек практически исчез. В более крупных городах страны со слабо диверсифицированной экономической базой (например, Запорожье, Кривой Рог и Мариуполь) также было зафиксировано существенное ослабление спроса в сегменте. В то же время рынки торговой недвижимости в Киеве и Одессе оказались достаточно устойчивыми к негативному влиянию кризиса.
Несмотря на наихудшие ожидания, 2009 год оказался достаточно позитивным для многих торговых операторов, представленных в Украине, в частности, в сегменте продажи продуктов питания, а также одежды и обуви в ценовых диапазонах «низкий» и «средний».
В течение периода с начала 2010 года до сентября 2011 года компания DTZ отмечает заметное улучшение общей динамики спроса на торговые помещения по всей Украине, поскольку многие торговые операторы все чаще были заинтересованы в расширении своих сетей в стране. В то же время отсутствие достаточного количества качественных объектов торговой недвижимости является одним из основных препятствий для осуществления таких планов.
В течение третьего квартала 2011 года крупные торговые операторы активно рассматривали возможности расширения своих сетей в стране. Однако необходимо отметить некоторое ухудшение восприятия ритейлерами краткосрочного потенциала украинского рынка розничной торговли, что связано с общей негативной динамикой мировых рынков и политической нестабильностью в Украине.
Несмотря на общее улучшение динамики рынка торговли, в 2010-2011 годах Украина не вошла в рейтинговый список наиболее привлекательных стран для розничной торговли согласно Индексу развития мировой розничной торговли (Global Retail Development Index (GRDI)). Индекс развития мировой розничной торговли является ежегодным исследованием компании A. T. Kearney, которое определяет 30 наиболее привлекательных стран с развивающейся экономикой с позиции расширения ритейл-бизнеса, и базируется на комплексном анализе 25 макроэкономических и характерных для розничной торговли показателей. Напомним, что в 2007 году в данном рейтинге Украина занимала 5 место, а в 2008-2009 годах - 17 позицию.
В январе-ноябре 2011 года на украинский рынок вышли нескольких модных брендов. В частности, франчайзинговая компания Fiba Retail открыла флагманский магазин бренда GAP на улице Крещатик.
Известные бренды New Yorker и Oysho своим присутствием разнообразили состав арендаторов в ТРЦ Sky Mall в Киеве и ТРЦ Rivera Shopping City в Одессе. Кроме того, в Киеве были открыты первые магазины брендов FiNN FLARE и Centro.
В результате кризиса на рынке торговли в Украине активизировались сделки слияния и поглощения.
В начале 2011 года российская торговая группа «Л’Этуаль» объявила о приобретении 100% акций сети магазинов Brocard, а также сети Bonjour. Первый магазин под брендом «Л’Этуаль» в Украине был открыт во второй очереди ТРЦ Dream Town в Киеве, а второй - в ТЦ «Пассаж» в Днепропетровске.
Международная A.S. Watson Group в 2006 году приобрела 65% акций розничной сети «ДЦ», изначально принадлежащей украинской компании Asnova Holding, и завершила сделку в 2010 году, получив 100% пакет акций сети. В марте 2011 года магазины сети «ДЦ» были переименованы в Watsons.
В августе 2011 года восточноевропейская компания PPF Group завершила сделку по приобретению 100% пакета акций российской розничной сети «Эльдорадо», также представленной в Украине. Сделка была начата в 2009 году, когда PPF Group приобрела 50%+1 акцию сети «Эльдорадо».
В ноябре 2011 года розничная сеть «АТБ-маркет» с главным офисом в Днепропетровске объявила о готовности продать 51% или 100% своих акций.
Как и в 2010 году, в 2011 году несколько розничных сетей в Украине открыли магазины новых форматов.
Так, во второй очереди ТРЦ Dream Town в Киеве был открыт первый в украинской столице супермаркет «Космос», принадлежащей одесской сети «Таврия-В».
В конце октября 2011 года торговая сеть «Будинок Іграшок», специализирующаяся на детских товарах, открыла первый магазин под названием «Дитячий Свiт» в ТРЦ Riviera Shopping City в Одессе.
Знаковым событием в сегменте высокой моды стало открытие в центральной части Киева монобрендового магазина Christian Dior в октябре 2011 года.
Отсутствие «критической массы» качественных объектов торговой недвижимости в Украине является препятствием для выхода на украинский рынок ряда известных международных ритейлеров. По оценкам компании DTZ, открытие магазинов таких брендов как H&M, C&A, Deichmann, Peek&Cloppenburg и Debenhams маловероятно до конца 2012 года — начала 2013 года.
В течение первых трех кварталов 2011 года операторы объектов в формате big box, имеющие надежные источники финансирования, продолжали демонстрировать высокий уровень активности, обусловленный стратегиями развития их сетей, а также высоким потенциалом украинского рынка в данном сегменте и наличием привлекательных земельных участков по сниженным ценам.
Торговые сети Metro Cash&Carry, «Эпицентр» и «Новая Линия» продолжили свою экспансию в стране.
Ряд операторов розничной торговли продуктами питания также активно рассматривали аренду помещений в новых торговых центрах, в том числе такие компании как Fozzy Group, Auchan, BT Invest (сеть Novus) и «Амстор», а также сеть супермаркетов бытовой техники и электроники Comfy и «Технополис». Интересы этих торговых сетей не ограничивались городами с населением более 750 000 жителей.
Профессиональные торговые операторы сегодня очень тщательно подходят к оценке качества предлагаемых торговых помещений и условий аренды.
По материалам компании DTZ Research.