Почему традиционного типа руководители отжили свое?
Новый тренд бизнеса – управление без управленцев, или почему традиционного типа руководители отжили свое.
Такой вопрос ставят самые авторитетные мировые исследователи, например, Ян Годден вместе с Ричардом Кохом, написавшие бизнес-бестселлер «Управление без управленцев», которые утверждают, что традиционного типа руководители уже отжили свое.
«Что-то неладное с нашими крупными корпорациями. Впервые крупные фирмы начали проигрывать малым. Никто не объяснил этого и не посоветовал, что делать. Панацея в начале девяностых – распространение ответственности и реконструкции руководящих схем – очевидно, может остановить процесс упадка. Что же случилось с крупным бизнесом».
Объяснение экспертов простое: управленческие кадры стали мертвым балластом бизнеса. Крупные корпорации, по их мнению, изобрели понятие менеджмента как необходимый инструмент контроля и координации. Но во второй половине века «управленческий капитализм» бесконтрольно распространился и стал слишком дорогим приложением к бизнесу, проталкивая собственные интересы за счет покупателей, инвесторов и общества в целом. Какой выход? Избавиться от него. Годден пишет:
«Если присмотримся, чем занимается менеджмент теперь, то увидим, что его функции сводятся, как правило, к администрированию. Большую часть времени управленца поглощают внутренние процессы: бумажная работа, перекладывание папок, написание писем. Большинство из этого ничего не дает покупателям или бизнесу – это просто общение с другими такими же менеджерами».
В определенной степени это правда; хотя требовать, чтобы компании отказались от услуг менеджеров, это уже слишком. Скорее здесь говорится о фундаментальной переоценке роли менеджмента. В частности, о том, что многие задачи, которые традиционно выполнялись менеджерами, теперь становятся ненужными. Зато, больший вес приобретают другие аспекты.
Например, управленцы должны играть важную роль не только в том, чтобы их собственные решения были эффективными, но и способствовать эффективному развертыванию процесса принятия решений другими.
Учитывая сказанное, можно перефразировать известную цитату Питера Друкера следующим образом:
«Люди, которые управляют организациями, делают много вещей в придачу к принятию решений. Но только люди принимают решения. Поэтому первым умением руководителя является обеспечить эффективность решений, которые этими людьми принимаются».
Автор: Александр Белов