12-03-2013

Спрос на торговую недвижимость в 4 квартале 2012 года

торговый центр

В 2011 году компания DTZ отмечала стабилизацию общей динамики спроса на торговые помещения по всей Украине. Крупные торговые операторы активно рассматривали возможности расширения своих сетей в стране в течение 2012 года, однако необходимо отметить некоторое ухудшение восприятия ритейлерами краткосрочного потенциала украинского рынка розничной торговли, связанное с негативной динамикой мировых рынков и политической нестабильностью в Украине накануне парламентских выборов. Ритейлеры вели себя особенно осторожно в мае-декабре 2012 года.

Киев остается наиболее привлекательным для всех ритейлеров, уже представленных в Украине или планирующих свой выход на рынок страны. В первой половине 2011 года уровень заполняемости качественных торговых помещений вдоль центральных торговых улиц и в успешных торговых центрах в столице и других крупных городах Украины вернулся на докризисный уровень и оставался высоким в течение всего 2012 года.

В 2012 году несколько модных брендов покинули украинский рынок. Среди них, в частности, co&beauty (Melon Fashion Group), Peacocks («Маратекс»), Nine West и Vero Moda («Арго»), а также Sepp?l?. Торговая сеть Sela также официально приостановила свою деятельность в Украине, хотя несколько магазинов бренда оперируют в стране ресурсами локальных партнеров компании.

С другой стороны, в 2012 году на украинский рынок вышло несколько модных брендов:

  • В первом квартале 2012 года на украинский рынок вышла российская сеть универмагов одежды lady&gentleman CITY, и флагманский магазин этого бренда был открыт в ТРЦ «Караван» в Киеве.
  • После того, как Peacocks покинул Украину, компания «Маратекс» вывела на рынок новый модный бренд OVS (входит в состав Gruppo Coin), и магазины этого бренда оперируют по всей стране.
  • В июне 2012 года в ТРЦ Dream Town в Киеве был открыт первый в Украине магазин португальского бренда W52 Jeans.
  • Торговая сеть «Арго» открыла в ТРЦ «Сити Центр» в Одессе первый в стране магазин торговой марки Piazza Italia.
  • В начале 2012 года польская сеть обувных магазинов Wojas открыла свой первый в Украине магазин в Ивано-Франковске и планирует дальнейшее развитие в стране.
  • В ТРЦ Ocean Plaza, который был открыт в ноябре 2012 года в Киеве, появились несколько брендов, новых для киевского рынка, а в большинстве случаев и для Украины в целом. В объекте разместился первый в столице гипермаркет Real, который в скором времени будет переименован вследствие продажи сети Auchan . Наряду с уже представленными модными марками, торговая компания MTI объявила о своих намерениях открыть в ТРЦ Ocean Plaza магазины брендов Napapijri, Atelier de Courcelles и Lee Wrangler. Здесь также должны открыться магазины нескольких люксовых брендов, в том числе Weekend Max Mara и Marina Rinaldi (Max Mara Fashion Group), а также таких модных марок как LC Waikiki, Pepe Jeans London, Michael Kors, Rebeca Sanver, BCBGMAXAZRIA и bebe.
  • В сегменте высокой моды в 2012 году в центральных районах Киева были открыты монобрендовые магазины Dolce&Gabbana, Valentino, Prada и Rene Lezard.
  • Несколько международных сетей заведений быстрого питания демонстрировали высокий интерес к Украине. Международный оператор KFC вышел на рынок страны через несколько франчайзи, и первый ресторан сети был открыт в ТРЦ Ocean Plaza в конце 2012 года. Первое в Украине кафе финской сети ресторанов быстрого питания Hesburger также начало работать в конце 2012 года в торговом комплексе «Глобус» в центре Киева. Международная сеть американского происхождения Texas Chicken (Church’s Chicken) начала работу на украинском рынке, и первые заведения питания сети будут открыты в ТРЦ Dream Town и ТРЦ Ocean Plaza в Киеве в первом квартале 2013 года.

Ряд торговых сетей, уже укрепившихся на украинском рынке, продолжили свое активное развитие в стране в течение 2012 года:

  • Операторы объектов big box с надежными источниками финансирования активно расширялись в Украине. Сети Metro Cash&Carry, «Эпицентр» и «Новая Линия» укрепили свое присутствие в стране, как и такие крупноформатные операторы розничной торговли как Fozzy Group, Novus и «Амстор», а также Auchan, который в декабре 2012 года объявил о приобретении сети real,-.
  • Сети супермаркетов бытовой техники и электроники Comfy, «Технополис» и «Эльдорадо» также открывали свои магазины по Украине. Примечательно, что большинство этих торговых сетей сегодня заинтересованы в оперировании не только городах с населением более 750 000 жителей, но и населенных пунктах с меньшим количеством жителей.
  • Торговая сеть Inditex Group, которая ранее в Украине фокусировалась исключительно на городах с населением более миллиона жителей, теперь рассматривает возможности открытия магазинов своих брендов (кроме Zara и Massimo Dutti) и в меньших городах страны.
  • Восточноукраинская сеть продуктовых супермаркетов «Амстор» вышла на киевский рынок и открыла свой первый в столице супермаркет в ТЦ «Полярный» в декабре 2012 года. Также известно, что открытие второго супермаркета сети «Амстор» планируется в строящемся торговом центре «Мармелад» в начале 2013 года.
  • Отсутствие «критической массы» качественных объектов торговой недвижимости в Украине является препятствием для выхода на украинский рынок ряда известных международных ритейлеров. По оценкам компании DTZ, открытие в стране магазинов таких брендов как H&M, C&A, Deichmann, Debenhams и Peek&Cloppenburg в краткосрочном периоде является маловероятным.

По результатам обследования, проведенного GfK в январе 2013 года, украинцы 18-45 лет, которые проживают в крупных городах с населением более 500 000 жителей, больше всего ожидают появления в стране таких международных ритейлеров, как IKEA, H&M, Pizza Hut и Starbucks.

Типовые условия аренды

По материалам DTZ.