08-08-2013

Рынку торговой недвижимости в Украине прогнозируют рост

витрина

До конца текущего года рынок торговой недвижимости вырастет на 23%, однако темпы ее строительства уменьшаются.

Темпы строительства недвижимости в Украине продолжают снижаться. По данным Госкомстата, в 2012 году снижение составляло 25% по сравнению с предыдущим годом, а за первые четыре месяца 2013 года — 3,8%. В исследовании «Основные тренды и перспективы рынка недвижимости Украины по итогам первого полугодия 2013 года», проведенном национальной консалтинговой компанией в сфере недвижимости UTG, эксперты указывают причины двухгодичного падения. К ним относится: ограниченный доступ к внутренним капитальным инвестициям, сложность получения финансовых ресурсов, а также высокие риски девелопмента.

«За период с января по май 2013 года в Украине выполнено строительных сооружений на сумму 18, 160 миллионов гривен, что на 17,85 меньше показателя аналогичного периода прошлого года», — отмечают в компании.

Однако не все направления демонстрируют падение. В секторе торговой недвижимости наблюдается подъем.

«До конца 2013 года мы ожидаем достаточно большое предложение, которое выразится в строительстве семи торговых центров общей арендной площадью более чем 190 тысяч квадратных метров. Это увеличит предложение на рынке на 23% и составит около 1,2 миллиона квадратных метров арендных торговых площадей столицы», — говорит руководитель департамента стратегического консалтинга UTG Виктор Оборский.

И это при том, что в Киеве в первом полугодии уже построено два новых объекта, общей площадью 930 тысяч квадратных метров.

В настоящий момент показатель обеспеченности торговыми площадями в Киеве составляет 325 квадратных метров на тысячу жителей, а до конца 2015 года эксперты прогнозируют его увеличение до 700 квадратных метров. Об этом говорит партнер UTG Виталий Бойко:

«В общей массе в столице до 2015 года будет уже больше двух миллионов квадратных метров, что приведет к насыщенности приблизительно 700 квадратных метров на тысячу жителей».

По мнению Бойко, это позволит арендаторам переходить от менее современных торговых центров к более современным. Вследствие этого, изменятся и отношения между арендатором и арендодателем, поскольку теперь уже арендаторы смогут диктовать свои условия. Торгово-строительный бум в столице объясняют высокой рентабельностью строительства, обусловленной высокими арендными ставками.

Подобное мнение высказывает и президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Генрих Людкевич.

«Торговая недвижимость пострадала менее всего, по сравнению с офисной. Если вакантность (другими словами — это количество свободных арендованных площадей) офисной недвижимости составляет около 35%, и я думаю, что в дальнейшем она будет еще расти, то вакантность торговой недвижимости составляет в настоящий момент приблизительно 5%. То есть 95% — заполнение арендаторами. Это свидетельствует о том, что торговая недвижимость держится в плановых показателях. Хотя арендные ставки в последние годы пересматривались и в некоторых случаях понижались или повышались. Но компромисс между владельцами торговых помещений и арендаторами удавалось находить», — говорит эксперт.

Ненасыщенность торговыми метрами прослеживается и в целом по стране. Региональный рынок торговой недвижимости, говорят в UTG, в целом характеризуется низким уровнем развития, высокой частью объектов рыночного типа и ограниченным представительством сетевых розничных операторов. В первой половине 2013 года девелопмент торговых объектов прослеживался преимущественно в городах с населением от 400 тысяч лиц. Это обусловлено отсутствием качественного предложения и конкуренции, которая представляет для инвесторов значительный интерес.

«Шансы относительно успешной реализации остаются в больших проектах, которые благодаря своим размерам и концепции могут претендовать на роль основного ТЦ в городе, тем самым исключая появление конкурентов в ближайшем будущем», — говорят в UTG.

По мнению Генриха Людкевича, введение новых торговых площадей повысит конкуренцию на рынке арендаторов и увеличит процент арендованных площадей.

«Однозначно, увеличение предложения приведет к уменьшению арендных ставок. Это — закон рынка. Однако здесь тоже много своих моментов. Объявлено, что будет введено определенное количество арендных площадей, а де-факто всегда бывают задержки, так как было с офисными помещениями. Останутся в лучшей ситуации те торговые центры, которые смогут составить правильную маркетинговую политику, политику арендных ставок, в результате чего вакантность существенно увеличится», — отмечает Людкевич. Также, по мнению эксперта, на увеличение процента арендованных площадей в дальнейшем будет иметь влияние и развитие среднего и малого бизнеса. Хотя особых надежд на эту категорию он также не возлагает. «Вакантность увеличится еще и потому, что количество арендных площадей, которое будет введено, не заполнится достаточным количеством арендаторов, потому что это, в первую очередь, будет малый и средний бизнес, который сейчас, мягко говоря, плохо развивается. Однако при отсутствии роста реальных доходов населения, в эти многочисленные торговые центры некому будет ходить», — отметил он.

В целом же до конца года, считает Людкевич, на рынке торговой недвижимости существенных изменений не произойдет, потому что даже при условии открытия новых площадок понадобится много времени, чтобы их заполнить.

По материалам Строительный портал.